Консультация: Язык непринятия: 12 барьеров общения

Консультация:

Язык непринятия: 12 барьеров общения.

 

      Эти 12 видов сообщений ведут к блокированию дальнейшего общения; они замедляют, тормозят или полностью останавливают двусторонний процесс общения, который так необходим при оказании помощи детям в разрешении проблем.

 Вот пять типичных ответов педагогов и родителей, сообщающих непринятие проблемы ребенка.

Приказы, команды, указания.

 Пример: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу».

Предупреждения, угрозы, предостережения.

 Пример: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя накажу», «Не сделаешь, пеняй на себя».

Мораль, нравоучения, проповеди.

 Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа».

Советы, выдвижение готовых решений.

 Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться».

«Чтение лекции», нотации, логические доводы.

 Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили! Не послушался – пеняй на себя», «Пора бы знать, что…», «Если будешь таким тихоней, то…»

Следующие три группы сообщают осуждение, оценку, унижение. Многие  взрослые уверены, что ребенку принесет пользу указание на его ошибки, недостатки, глупое поведение. (Увы, это  заблуждение!)

Критика, выговоры, обвинения.

 Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься»,

 «Опять все сделал не так!»

Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание.

 Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй»», «Тихоня».

Догадки, интерпретации, диагнозы.

 Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», « Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь»,  «Я знаю, это все из-за того, что…».

Два следующих вида сообщений – это попытки взрослых сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя лучше, чтобы проблема ушла, или отрицать само наличие проблемы.

Похвала, согласие, выдача положительных оценок.

 Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!», «Ты самая красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение.

 Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Ты не первый переживаешь это», «Это не так трудно, как тебе кажется».

Следующая группа сообщений – самая распространенная. Используются с целью решить проблему ребенка за него.

Расспрашивание, расследование, допрос.

 Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Почему опять получил двойку?».

 Следующая группа сообщений используется, чтобы уклониться, «отделаться» от проблемы ребенка.

Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма.

 Пример: «Давай поговорим о чем-нибудь веселом», «Ты что, встал не с той ноги?»

 «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское».