Консультация для родителей1

«Как обучить ребёнка чтению и развить фонематический слух»

Подготовила:
учитель-логопед
Монастыренко И.П. 

Шпаргалка для родителей

Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух,

следует помнить:

·        Наша речь состоит из предложений.

·        Предложение – это законченная мысль.

·        Предложения состоят из слов.

·        Слова состоят из звуков.

·        Звук – это то, что мы слышим и произносим.

·        Буква – это то, что видим и пишем.

·        Звук на письме обозначается буквой.

·        Звуки бывают гласные и согласные.

·        Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше – ниже),

при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

·        В русском языке шесть гласных звуков: [а], [у], [о], [и], [э], [ы].

·        На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

·        Гласных букв – десять: «а», «у», «о», «и», «э», «ы», «я», «ю», «е», «ё».

·        Шесть гласных букв - «а», «у», «о», «и», «э», «ы» - соответствуют звукам.

·        Четыре гласные буквы - «я», «ю», «е», «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо])

в следующих случаях: в начале слова ( яма, юла);

после гласного звука (маяк, заюшка);

после мягкого и твёрдого знаков (семья, подъём).

В остальных случаях (после согласных). Йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я»  - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о]  (берёза, мяч)

·        Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

·        Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

·        Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

·        Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

·        Твёрдость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

·        Согласные звуки [б],  [в],  [г] , [д],  [з],  [к], [л],  [м],  [н],  [п],  [р],  [с],  [т],  [ф],  [х] могут быть твёрдыми (если после них стоят гласные буквы «а», «у», «о», «э», «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я»).

·        Всегда твёрдые согласные: [ж],  [ш],  [ц].

·        Всегда мягкие согласные:  [й],  [ч],  [щ].

·        Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

·        Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зелёным цветом.

Условные обозначения:

Гласный звук – красный кружок.

Согласный звук (твёрдый) – синий кружок.

Согласный звук (мягкий) – зелёный кружок.

Слог – короткая полоска.

Слово – средняя полоска.

Знать:

·        Слова делятся на части (слоги).

·        Слоги делятся на звуки.

В слоге есть гласный звук и один или несколько согласных.

Есть слоги из одного гласного звука.

·        Слово отличается от слога, звука, тем, что имеет значение.

·        Уметь определить, называть: слово (папа), слог (па), звук (п,а).

·        Мы говорим предложениями, предложения состоят из слов.

·        Уметь считать количество и порядок слов в предложениях.

Например: Таня купила яблоко. ( В этом предложении три слова: 1 – ое слово – Таня, 2 – ое слово – купила, 3 – е слово – яблоко).

·        Есть маленькие словечки (предлоги): - на,  - под,  - в, - из, - над, - у.

·        Маленькие словечки соединяют слова в предложении.

·        При анализе предложения считаем и длинные, и короткие слова.

Коля пьёт сок. (3 слова).

Коля пьёт сок из стакана. (5 слов).