Консультация для родителей 2

"Игры и упражнения на развитие и фонематического слуха"

 

Скаждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки- это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка.

Одной из причин дисграфии может быть недостаточная сформированность фонематического слуха (затруднения в дифференциации - различении сходных по звучанию и произношению звуков), приводящая к смешению или заменам букв в словах. При такой форме дисграфии, акустической (слуховой), у детей встречаются следующие замены или смешения букв на письме:

 

• звонкие – глухие согласные – б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с

(«настубила» - наступила, «гравин» - графин, «картовелъ» - картофелъ);

 • шипящие – свистящие – с - ш, з - ж, щ - сь  

(«шештое» - шестое, «нижок» - низок, «сенок» - щенок);

• соноры – р - л, м - н

(«делевъях» - деревьях, «сентябля» - сентября, «помидол» - помидор);

• аффрикаты –  ц - с, ц - т, ц - ч, ч - ть, ч - щ

(«пальсы» - пальцы, «хичный» - хищный, «тапоцки» - та­почки);

• парные гласные - а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е

(«телонок»-телёнок, «люблу»-люблю, «лосыха»-лосиха, «бэрёза»-берёза).

 

При недоразвитии фонематического слуха происходит нарушение слуховых дифференцировок, даже если произношение звуков у детей  в норме. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы  и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причём этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и её соотнесению с буквой.

 

Именно поэтому вашему вниманию я хочу предложить игры и упражнения на развитие фонематического слуха с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Игры и упражнения тренировочного характера воздействуют непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.

 

vЦель приведённых ниже игр и упражнений – развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

«Найди игрушку».

Взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и предлагает ребёнку найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.

Эту игру целесообразно повторять много раз. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например: ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

«Что услышал?».

На столе - несколько предметов. Взрослый знакомит детей со звуками, которые издают эти предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если ее разрывать; карандаш, стуча о стакан; кнопки, гремя в коробке и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности, он производит, прикрывая свои действия ширмой или завязав ребёнку глаза. 

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от 2 до 5.

 

v  Следующие игры и упражнения развивают у детей умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

«Далеко-близко».

Взрослый показывает ребёнку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребёнок отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Аналогично проводятся игры, с помощью которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом)  и т. п.

 

 «Три медведя».

Можно выставить перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказать (или вспомнить) сказку «Три медведя», произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывают медведей.

 

 

vС помощью следующей игры у детей будет развиваться умение различать слова, близкие по звуковому составу.

«Правильно-неправильно».

Покажите ребёнку картинку и громко, четко назовите изображение: «Вагон». Затем объясните: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносите, прикрыв рот листом бумаги: «Курица — кулица — гурица — курица — гулица — куриза» и т.д. Затем покажите следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называйте: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное вами слово, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение может также состоять в том, что ребёнок будет реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предложите ему, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметит ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

 

vЦель следующих упражнений – упражнять в умении различать слогу.

«Одинаковые или разные?».

Называете слоги парами. Например: па – па, да – та, га – га, фа – ва и т.д. Всякий раз, после того как вы произнесёте слоги, ребёнок указывает, одинаковые они или разные. Для того чтобы вы могли контролировать реакцию ребенка, предложите ему на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча. Или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.

«Какой  слог лишний?».

Вы произносите несколько слогов, например на-на-на-па. Ребёнок определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например да-до-да-да; ка-ка-га-ка; ля-ла-ла-ла; па-ба-па-паи т.п.

 

vСледующие игры и упражнения – помогут научить различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

«Чья песенка?».

Можно дать ребёнку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет, если нет картинок, то просто объяснить: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Сначала лучше предложить 2 звука, а потом 3. Далее произносите каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), прикрывая рот листом бумаги, а ребёнок поднимают соответствующие картинки, если их нет, то можно показать соответствующие движения, если знают, то буквы.

Игру можно провести с усложнением: дайте ребёнку вместо картинок кружки трех цветов, объясните, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у.

 Аналогичным образом проводятся игры по дифференциации согласных фонем (по 2 звука).

«Поймай звук».

Взрослый произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.

По аналогии проводится игра на выделение звука на фоне слога. Вы называет слоги, включающие, например, звук с и не имеющие его (да, са, во, ны, сы, ту,  су). Ребёнку надо хлопнуть в ладоши (или поднять флажок, или показать соответствующую букву), если в слоге слышится звук с.

 

vЦель следующих игр – формировать умения определять наличие звука в слове.  

«Магазин».

Эта игра на дифференциацию звуков (звонких-глухих, твёрдых-мягких, например: Д – Т, С – Ш, М – МЬ и т.д.)

На 1 полке лежат предметы, в названии которых есть один звук. На 2 полке – предметы, в названии которых второй звук. А на 3 – предметы, в названии которых сразу оба звука.

«Сделай подарок».

Тим (Рита) любит предметы, в которых звук ТЬ (РЬ) мягкий, а Том (Рая) любит те предметы, в которых звук Т твёрдый. Дети подбирают картинки, предметы или называют слова с данными звуками.

«Назови слова».

Можно прочитать ребёнку небольшой текст или стихотворенье и предложить ему назвать слова с определённым звуком.

 

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие Вам.

Итак,  в путь, в мир увлекательных игр, а от игр – к знаниям! Успехов Вам, взрослые!  

                           Предлагаемая литература для родителей:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» (часть 3). – М.: Баласс, 2004.

2. Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии» (2 альбома). – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

 

3. Шинкаренко – Иванчишина О.Д. «Домики для звуков: настольная печатная игра по дифференциации и автоматизации твёрдых и мягких парных согласных для детей 5-8 лет». – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.