Опорная площадка по технологии М. Монтессори

 

 

Опорная площадка по технологии М. Монтессори

Мы не должны забывать, что ребенок - наш продолжатель, который должен превзойти нас самих. И самое меньшее, что мы можем дать ему для этой цели, должно быть самым большим из того, чем мы располагаем". М. Монтессори

Мария Монтессори (1870 – 1952) – выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог, начала свою карьеру воспитателя 6 января 1907 года в Риме с группой из 50 детишек от 3 до 6 лет. М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными.

Монтессори – метод основывается на идее саморазвития ребенка. 

М. Монтессори заметила, что дети стремятся к познанию окружающего мира и очень любят совершенствовать свои умения. Они очень быстро и эффективно усваивают различные знания, если только взрослые не ограничивают их в этом, и не заставляют заниматься тем, что детям в данный момент не интересно. Поэтому Монтессори создала педагогический метод, основанный на косвенной помощи взрослого развитию ребенка. Эта помощь выражается в предоставлении ребенку специальной предметной среды для саморазвития. 
Что дает Монтессори - метод?
Возможность научиться всему, чему ребенок сам пожелает. Не просто подготавливает детей к школе, а готовит и адаптирует детей к реальной практической жизни. Дети из Монтессори – учреждений умеют и любят учиться как самостоятельно, так и в группах, ценят свою и чужую работу, самостоятельны, инициативны, умеют общаться и конструктивно решать проблемы. 
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Если человек лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои возможности и способности, он никогда не станет тем, чем мог бы стать.
Суть метода
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности. Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 
Система М.Монтессори основана на следующих положениях:
Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
Дети принимают самостоятельные решения.
Занятия проходят в специально подготовленной среде.
Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.
Роль взрослого
При том, что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в том объеме, сколько нужно. Тем не менее, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственный опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.
Как выглядит работа взрослого на занятиях? 
Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. 
Развивающая среда
Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.
Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Предметная среда разделена на 5 зон:
Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни
Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Основные пункты системы М. Монтессори 
 Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
 Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
 Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
 Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Спорные моменты
 Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
 В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.
 Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.
 После демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах
Заповеди Марии Монтессори
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме) 
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него. 
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места. 
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним. 
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе. 
6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию. 
7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям. 8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее. 
9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел. 
10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении
Родителям на заметку
Детей учит то, что их окружает.
• Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. 
• Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться. 
• Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. 
• Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. 
• Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым. 
• Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе. 
• Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. 
• Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости. 
• Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. 
• Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. 
• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Кодекс чести сотрудников детского сада

Наше Кредо – безусловная любовь.

- Мы относимся позитивно ко всем событиям жизни детского сада.
- На работе занимаемся работой и обсуждаем рабочие вопросы.
- Относимся друг к другу с пониманием и уважением.
- Проявляем терпение и терпимость по отношению к коллегам, детям, родителям, окружающим, к работе других. - Предлагаем и оказываем помощь, когда это необходимо.
- Слушая, стараемся услышать друг друга. 
- При работе на кругу говорим по очереди, не перебиваем друг друга. 
- Общие решения формулируем с учетом высказанных мнений. 
- Мы активны в саморазвитии. 
- Поступаем с другими так, как хотелось бы, чтоб поступали с тобой. 
- Принимаем всех детей такими, какие они есть. 
- Принимаем родителей такими, какие они есть. 
- Тон общения между сотрудниками детского сада спокойный, уважительный и деловой в любых ситуациях. 
- Мы пунктуальны и ответственны. 
- Любая проблема обсуждается и проговаривается.

Билль о правах ребенка 
Я имею право: 
право быть в безопасности; 
право на уважение окружающих; 
право на собственные умения и убеждения; 
право просить о помощи и эмоциональной поддержке; 
право решать самому, помогать или не помогать другим людям; 
право делать ошибки и нести за них ответственность; 
право протестовать против несправедливого обращения и критики; 
право не знать или не понимать что-то; 
право быть в одиночестве, даже если другие хотят моего общества; 
право на то, что мои желания и потребности не менее важны, чем потребности и желания окружающих; 
право на любые чувства и их свободное проявление, если это не нарушает прав других; 
право не быть безупречным.

Миссия Монтессори-педагогов 
1. Мы верим в то, что каждый ребенок – талантливая и творческая индивидуальность. 
2. Наша задача создать для детей такие условия, в которых будут развиваться независимость, самостоятельное мышление, уважение и ответственность, высокая самооценка. 
3. Мы делаем все, чтобы помочь ребенку наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. 
4. Мы уважаем каждого маленького члена нашего общества и принимаем его таким, каков он есть. 
5. Мы верим в то, что, проявляя инициативу и личный интерес в выборе материалов для работы, мы растим в ребенке любовь к обучению. 
6. Мы предоставляем ребенку право выбора и таким образом стимулируем развитие навыков самодисциплины. 
7. Мы уважаем половые, возрастные, национальные и культурные различия. 
8. Мы верим в то, что дети – это наше будущее и оно прекрасно. 
9. Мы постоянно работаем над собой, повышаем свой профессиональный и личностный уровень. 
10. Родители – это часть нашей команды. Мы верим в то, что взаимодействие детей, родителей и учителей имеет одну цель: духовное развитие и самореализация. 
11. Мы здесь для того, чтобы сделать каждого ребенка счастливее !