Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-коммуникативной направленности (Студия развития интеллектуальной компетентности "Грамотейка")

 Даная программа познавательного направления, она включает в себя 2 раздела:

1 Обучению детей дошкольного возраста грамоте.

2 В мире точных наук.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап­тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамо­те” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден­ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обос­нованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образова­ния, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:

1.Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

2.  Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

3.Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, со­держащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позво­ляющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование зна­ний, навыков и умений.

4.  Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошколь­ника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

5.Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умствен­ных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эль- конин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость вообра­жения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен опреде­ленный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Мон- тессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авто­ры Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обу­чения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четы­рех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основ­ным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по раз­витию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной бук­вы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических ка­честв личности ребенка. 

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые состав­ляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обу­чения.

Задачи 1-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой сис­теме языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 2-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конст­рукции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфо­графии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся подгруппами по 7-8 человек в старшей группе один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласны­ми звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуко­вому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

 

"РАЗ - СТУПЕНЬКА, ДВА - СТУПЕНЬКА..."

Возраст 5-7 лет Автор программы: Петерсон, Холина (2 года обучения)

1 занятия в неделю, всего 64 занятий.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа "Раз - ступенька, два - ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.

 Задачами математического развития дошкольников в программе являются:

 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

 4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении

 6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взросши, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями- "домиками".

Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов.

Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки. Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений.

Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.

Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из  них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! Для решения этой задачи включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию.Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов - "яблоко", "мяч", "кубик" - лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные. Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком - маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д. Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес- сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности); - обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).                                                     Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья. Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнить дома вместе с родителями по желанию Если на занятиях разобрать с детьми содержание заданий, рекомендованных для работы дома, то это поможет им проявить большую самостоятельность и заинтересованность в процессе выполнения заданий вместе с родителями. Программа "Раз - ступенька, два - ступенька..." рассчитана на  2 года обучения месяцев обучения.                                                             Содержание программы .                                                                                                           Общие понятия. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку.                                                                                                                                   Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...). Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.). Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.                                                                                                                                     Числа и операции над ними.                                                                                                     Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел  (больше на..., меньше на ...)  на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.                                    Пространственно-временные представления.                                                                      Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.                                                                                                             Геометрические фигуры и величины.                                                                         Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.                                                                                                                                Предполагаемые результаты.                                                                                                    К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения*: Основные умения даются на двух уровнях: - уровень А - планируемый минимум образования; уровень Б - желаемый уровень.                                                                                                                        1) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.                     2) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. 3) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.       4) Умение соотносить цифру с количеством предметов.                                                          5) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.     Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.                                                         6) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.                                                                                                          7) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).                                                 8) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.                                                                                                                             Уровень А: 1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.                                                                                         2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.                                                                                                                            3) Умение находить части целого и целое по известным частям.                                                          4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.                                                                                                                 5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Уровень Б

1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,<,=

3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах .10. на основе предметных действий.

4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков;

 5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц:

6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади;

7) Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.).

Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.